Как производится наша продукция?

При изготовлении продукции из серебра мы ответственно относимся к каждой детали, использование ручного труда профессиональных мастеров позволяет добиваться максимального качества, превнося в каждое изделие свою индивидуальность. Для производства серебрянной посуды, столовых приборов, цепей, браслетов и других изделий первоначально создается эскиз, позволяющий оценить, как будет выглядеть продукция в готовом виде.

Процесс производства можно разделить на следующие этапы:

  • плавление, изготовление пластики;
  • вырезка эскизов и создание формы на давильных станках с помощью стальных инструментов;
  • монтировка изделий, собирание и паяние;
  • прорисовка узоров и направлений на самом изделии, гравировка по чертежам;
  • нанесение черни на сгравированные изделия;
  • обработка, очищение и полировка;
  • дополнительная гравировка между узорами с чернью;
  • клеймение в проб. надзоре.

Аул Кубачи

Аул Кубачи - одно из древнейших поселений на территории России. По персидским летописям VII века – носил название, как Зирихгеран, что в переводе означает «кольчужники, кольчугоделатели».

С приходом турок и принятием ислама, аул переименовали на турецкий лад Кубачи, что в переводе означает тоже самое. Сделанные зирихгеранами кольчуги, шлемы, мечи, ножи, медная посуда и женские украшения славились далеко за пределами Кавказа и Персии.

До сих пор в Кубачах жива легенда о том, как иранцы, прослышав о том, что в далеких дагестанских горах, есть аул, где живут златокузнецы, превосходящие по мастерству даже их, мудрейшие собрались на совет и решили послать к дагестанским умельцам своего представителя с серебряной проволочкой-ниточкой, тоньше осенней паутинки и легче солнечного луча. К проволочке они приложили письмо: “Персидские ювелиры хотят знать, могут ли зирихгеране выковать такую же?” За ночь кубачинцы просверлили присланное изделие персов насквозь и наутро вручили посланцам ответ – ту же ниточку и краткое письмо: “Из этого у нас делают трубы”.

Арабский историк Андалузи подчеркивает, что кубачинцы – народ зажиточный, занимается только ремеслом и не имеет садов и пашен.

Аул Кубачи (кстати, сами кубачинцы называют свой аул - Урбуг) находится высоко в горах. И хотя кубачинцы входят в языковую семью даргинцев, говор у них свой, особенный, понятный только для местных жителей. Да и кубачинских женщин можно определить сразу: в отличие от других районов Дагестана, здесь женщины покрывают голову только белыми платками-каз, которые красиво спускаются на грудь и свисают на спину. Пестрые и мелкие цветочки на каз – признак девичества, золотой и серебряный узор – покрывала замужних женщин.

В Кубачах до сих пор сохранилось много древних построек. На самом верху его сохранились две круглые башни, используемые сейчас под жилье, а также единственная в Дагестане женская мечеть Хунала. К началу XVIII в. Кубачи уже стали известны во всей России. Вот как, например, писал об этом селении в 1718 г. А.И.Лопухин: “Жители в нем все люди мастеровые и торговые, ни с кем ссоры не имеют, и они никого не слушают, живут сами собой, а управителей из своей братьи имеют погодно. Ремесло у них такое – делают много хорошего ружья мелкого, также сказывают и пушки льют”. Он же упоминает около Кубачей и “стену каменную”. Это, а также остатки башен, говорит о том, что аул имел вид крепости. Тому есть несколько подтверждений из источников: кубачинцы подчинили себе в раннее средневековье ряд ближайших селений, в том числе и крепость Кала-Корейш, но, с другой стороны, были зависимы от Дербента и платили его правителям дань своими изделиями.

История

Историей дышит практически каждый старый дом в Кубачах. В некоторых плитах домов выбиты в виде горельефов выпуклые изображения льва, львицы, гиены, змеи, скачущего всадника, верблюда, сцены борьбы двух людей. Кроме того, в каждом кубачинском доме имеется комната – своеобразный музей. Множество полок, на которых стоят и лежат блюда, чаши, кувшины, кинжалы, передаваемые из поколения в поколение. Ведущими и высокоразвитыми отраслями в Кубачах были: металлообработка - медночеканное дело (изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам); литье бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения.

Высокой степени совершенства достигло в XIII-XV вв. литье декорированных бронзовых котлов. В XIV-XV вв. пережила расцвет резьба по камню и дереву. В XVI-XVII вв. оформлялись основные типы кубачинского орнамента раститель-ного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В XVIII-XIX вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стали крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.

Если до октябрьских событий 1917 г. кубачинские ремесленники работали индивидуально, то в 1924 г. в ауле была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 г. в Кубачинский художественный комбинат, который стал крупнейшим предприятием народных художественных промыслов Дагестана, преемником традиций старых мастеров. Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в том числе высокохудожественные образцы по индивидуальным заказам – кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, женские украшения, которые неоднократно удостаивались наград на отечественных и зарубежных выставках. Некоторые мастера-кубачинцы даже удостаивались Государственной премии Российской Федерации имени И.Репина. Это: Р.Алиханов (имя которого присвоено комбинату), Г.Магомедов, А.Абдурахманов, Г.Кишев, Г.Чабкаев. Превосходные кубачинские изделия из серебра с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, где регулярно удостаивались высших наград.

Наше время

Впрочем, экономические неурядицы последних лет не обошли стороной и Кубачи. Продукция комбината и отдельных мастеров стала менее востребованной, рынок рынок заполонили дешевые драгоценности с Востока (в первую очередь, из Таиланда и Индии), наступил кризис. Целые семьи кубачинцев вынуждены покидать родные края и уезжать в далекие страны. Одно время производство упало до 200 килограммов серебра в год, тогда как еще в семидесятые годы, когда было построено новое здание комбината, в две смены там работало более 800 человек, а в год обрабатывалось до 11 тонн серебра.

Ремесло

Кубачинский мастер обычно владеет несколькими профессиями: он должен быть гравером, знать до тонкостей слесарное дело, уметь делать насечку по металлу, художественное литье, знать филигрань, эмаль, резьбу по кости, дереву и камню. Все эти виды работ в различных сочетаниях применяются при создании кубачинских произведений, в процессе изготовления которых участие принимают либо один, либо несколько мастеров.

Вначале мастером создается графический рисунок, который украсит будущее изделие. Затем он приступает к изготовлению самого произведения. Эта работа разбивается на несколько этапов (монтировка, гравировка, насечка, филигрань, эмалевая работа) в зависимости от того, какие задачи поставлены автором при создании данного произведения. Автор, как правило, в совершенстве владеет одним из этапов работы, хотя есть и мастера, выполняющие всю работу от начала до конца. В ауле до сих пор живут целые династии граверов, монтировщиков, филигранщиков – специализация была потомственной, переходившей из поколения в поколение. Жители кубачей и сегодня чтят имена выдающихся мастеров прошлого – Г.Ибрагимова, А.Аккаева, И.Уссаева, Ш.Мунгиева, г.Абдурахманова, братьев Тубчиевых, Шахаевых и других, чьи внуки и правнуки сегодня работают на художественном комбинате.

Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо, ножны для шашек или кинжалов. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. И вообще, гравировщик считается центральной фигурой производства. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы. Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов.

Кроме златокузнечества в Кубачах практиковались еще два металлообрабатывающих производства: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Это удовлетворяло внутренний спрос, а также спрос ближних и дальних соседей. Посредством медной ковки и литья изделиям придавали формы, единственные в своем роде на Кавказе. Большой оригинальностью отличаются ведрообразный сосуд “нукнус” и его своеобразное удвоение – “муча” (кованый водоносный кувшин), напоминающий подставку большого восточного светильника, аналоги которого распространены в странах Ближнего Востока. Оригинальность формы отличаются кубачинские медные кованые кумганы.

Меднолитейное дело, нигде на Кавказе не сохранившееся, кроме Кубачей, также имеет свои особенности. Котлы, изготовленные здесь, изящны по форме и деталям, удобны для открытых очагов и очагов типа камина, распространенных у всех народов Дагестана.

Кстати, отличаются от соседних даргинских, и жилища кубачинцев. Дома горцев в старых Кубачах висят прямо друг над другом, что создает иллюзию многоэтажности. Так, сосед сверху может гулять по крыше соседа снизу и так далее.

Перепад высоты между нижними и верхними ступенями составляет расстояние 100-150 метров.

В этой многоступенчатости трудно найти взглядом отдельные дома-сакли, все они срослись в одно сооружение. Один из путешественников, посетив Кубачи, писал так: “Даже на человека, привыкшего к горным аулам, не раз их видавшего и посещавшего, Кубачи производят ошеломляющее впечатление своей грандиозностью и крутизной”.

Декоративно-прикладное искусство Кубачи

Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Надпись на кубачинских золотых изделиях

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла, непревзойденным центром которого считается аул мастеров Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век, в IV-III тысячелетие до н.э.

Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

В середине I тысячелетия до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды: большие водоносные кувшины - водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. Начиная с ХVIII века и до конца ХХ столетия получает мощное развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия - кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которая славилась высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения.

Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбывались не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Не только на Кавказе, но и в Иране, Турции, других странах на протяжении многих веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.

Время меняло приоритеты. Так, в ХIII-XV веках высокой степени совершенства достигло литье декорированных бронзовых котлов. В ХIV-XV веках переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах, которые многие искусствоведы приравнивают к античным образцам, с удивительным художественным вкусом, тонким мастерством высекались сцены охоты, состязаний, звериного гона, изображения животных, птиц, скачущих всадников и другое. ХVI-ХVII столетия замечательны тем, что в этот период сформировались основные типы кубачинского растительного орнамента, нашедшего широкое применение в разных видах народного искусства и до сих пор являющегося основой национального художественного языка (орнамент не может быть основой художественного ЯЗЫКА, потому что под художественным языком принято понимать язык художественной литературы. Видимо, здесь имеется в виду язык художественного народно-прикладного творчества? - корр.).

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Именно оно принесло промыслу мировую славу. По мнению исследователей, к началу ХХ столетия кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. Так, еще в конце XIX-начале XX века легендарную славу обрели кубачинские мастера Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках, эмальеры Махмуд и Абдулла Тупчиевы, граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие.

В свою очередь само ювелирное искусство значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов. Например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра, богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций. Кубачинские ювелиры изготовляли всевозможные украшения (браслеты, кольца, серьги, подвески), мужские наборные пояса, газыри, портсигары, сосуды и другое.

Примечателен тот факт, что кубачинцы всегда были не только умелыми мастерами, но и ценителями народного искусства, о чем свидетельствуют традиционные коллекции-музеи, которые имеются в доме каждого кубачинца. В них обычно собраны предметы декоративно-прикладного искусства стран Востока и Запада. Это фарфоровые, глиняные, медные, фаянсовые, латунные чаши, миски, блюдца, украшенные орнаментом. Здесь можно найти изделия персидские, индийские, арабские, китайские, французские, русские, а также кувшины, вазы, котлы, женские украшения - изделия кубачинцев. Все эти предметы переходят от одного поколения к другому.

Ювелирные изделия кубачинских мастеров на протяжении многих лет были самыми разнообразными. Большую группу составляли различные женские украшения - свадебные пояса, серьги, браслеты, кольца и так далее. В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения вещи. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа мархарай, но заключенный в светлый контур каждый элемент в свою очередь подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке.

Среди серебряных браслетов преобладали витые со стилизованным зооморфным мотивом. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения, в декоративной отделке которых мастера использовали в основном гравировку, ажурную филигрань и цветные камни. В отделке женских поясов также использовалась перегородчатая эмаль синего, зеленого, белого цветов в сочетании с накладной филигранью. При изготовлении мелких ювелирных изделий в основном применялись филигрань, зернь, эмаль, глубокая гравировка, чернь. В орнаментальных композициях женских украшений мастера использовали и зооморфные мотивы.

Особую художественную ценность имеют работы мастеров, которые входят в группу посудных изделий - кувшины, декоративные блюда, подносы, чаши, вазы, чайные, столовые и винные сервизы, выполненные в разнообразных композиционных решениях. Умелое заполнение всего предмета ажурным орнаментом, а также использование изобразительных мотивов в композиции придают изделиям оригинальный вид.

Излюбленная зооморфная тематика искусства средневековья продолжает использоваться и сейчас. «Добрый зверь» - так называется работа известного мастера Р. Алиханова. При создании образа сказочного зверя автор использовал мотивы средневекового камнерезного искусства Кубачи. Причиной обращения Р. Алиханова к древним мотивам является образность языка рельефов, где многие звери (львы, грифоны и другие) изображены в позе спокойного бега, отдыха и как бы не напоминают нам о хищной природе. Автору удалось передать свое отношение к природе и традиционному наследию через трактовку образа животного как зверя именно доброго. Вся композиция блюда построена с большим мастерством. Удачно сочетание орнаментального фона с центральным изображением зверя, где в плавных изгибах туловища животного, его когтистых лапах, хвосте мастер использует мотивы орнамента москав накьиш и мархарай.

Работа «Кубачинская свадьба» состоит из трех серебряных кубков, объединенных общей тематикой. Сама форма сосудов подсказала автору круговой характер композиции, который напоминает свадебное шествие. Сюжет взят из свадебных обычаев Кубачи. Женщины в традиционной одежде направляются с приданым (подносы, нукнусы, мучалы) в дом жениха, провожают невесту к роднику. Вся композиция выглядит динамичной, цельной, хотя каждая фигура выполнена в своем, самостоятельном ключе. Чувство ритма и торжественного движения создается за счет светлого ажурного фона и более темных фигур, а также цилиндрической формы чаши, на которой плавно исчезают уходящие фигуры.

Композиции сюжетов сходны и с работами других мастеров - Г.-Б. Магомедова «Весна в Кубачи», «Весна», А. Абдурахманова «Охота», «Жар-птица», в которых можно отметить удачное орнаментальное решение в гармоничном сочетании с изображением мотивов сюжета.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли мастера, заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Р. Алиханов, А. Абдурахманов, Г. Кишев, Г.-Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М. Кулиев и многие другие мастера.

В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший одним из крупнейших предприятий народных художественных промыслов Дагестана.

Современные кубачинские художники достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые по красоте и виртуозности исполнения, а также изделия массового ассортимента.

Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например, в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
личный кабинет